Тіркелу
   Резидент РК
   Сгенерировать пароль
Пароль прийдет на указанный Email адрес
Алға
Кері қарай
Тіркелу
 

Возможности после регистрации:

Сможете задавать вопросы руководителям госорганизаций и получать на них ответы, получите доступ к документам для скачивания.


Сможете пользоваться дополнительными сервисами: участвовать в онлайн-конференциях, читать блоги, оставлять отзывы к госуслугам и оценивать качество их оказания.


В случае подписки на новости, получите информацию о всех событиях на свой E-mail.

По вопросам работы интернет - ресурса просим обращаться по телефону: 8 (7292) 42-83-32

Ресми интернет-ресурсы

Облыстық онкологиялық диспансері ШЖҚ МКК

130000, Маңғыстау обл. Ақтау қ., 26-шағын ауданы, № 2-үй аурухана қалашығы 
Телефон: +7 (7292) 431311
Факс: +7 (7292) 431311
Сенім телефоны: 33-21-57 

E-mail: aktauo@list.ru 

Health City қосымшасы:
Android
Iphone

10.06.2021
66
11:41
Пациенты не могут формировать пакеты услуг в бесплатной медицине и системе ОСМС. Результаты исследования

Эксперты, проанализировавшие пакеты услуг бесплатного медобслуживания и обязательного соцстрахования, рекомендуют сделать одну систему.

Казахстанцы не могут формировать виды медицинских услуг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). К таким выводам пришли эксперты консалтинговой компании Health&Capital. Специалисты проанализировали ГОБМП и ОСМС, выявили слабые стороны и составили рекомендации, как повысить доверие населения к медицине, а услуги сделать качественнее.  

"Почему казахстанцы не могут формировать пакет медуслуг?"

Аналитики Health&Capital три года изучают программы здравоохранения. Причиной для сравнения ГОБМП и ОСМС стало недовольство среди казахстанцев. Социальные сети, сайт Министерства здравоохранения завалены жалобами пациентов, особенно во время пандемии. Различные ассоциации то и дело пишут о том, что их пациенты остались за бортом. 

Опытные эксперты в области медицины изучали ГОБМП и ОСМС в течение пяти месяцев. Они пришли к выводу, что обе программы не справляются с запросами людей (полная презентация исследования здесь). Самое проблемное:  пациенты, которые, по сути, формируют бюджет, не могут выбрать необходимые услуги, то есть те, кто платит, не заказывает музыку.

"Я не видел, чтобы кто-то разъяснял, как включить ту или иную услугу в пакет ГОБМП или ОСМС. Например, есть ассоциация больных диабетом, которая периодически предлагает что-то, но это почему-то не включается. При этом увеличивается фонд соцстрахования: был 980 млрд тенге, сейчас перевалил за триллион. Если средства увеличены за счёт взносов от населения, то почему народ не может формировать пакет услуг?" – задаётся вопросом руководитель консалтинговой компании, постоянный участник консультационно-совещательного органа при сенате РК Марат Мамаев. 

"Почему стоматологическая помощь оказывается в рамках ГОБМП, а не ОСМС?"

С 1 января 2020 года казахстанцы получают медуслуги по двум пакетам: 

  гарантированный объём бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) – для всех граждан республики, кандасов (оралманы) и иностранцев, постоянно проживающих на территории страны. ГОБМП предоставляется вне зависимости  от участия в системе обязательного социального медицинского страхования; 

•перечень медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) – для всех застрахованных физических лиц. 

Состав этих пакетов определяется такими нормативными правовыми актами как: приказы Минздрава, постановления правительства, Кодекс о здоровье и Закон РК "Об обязательном социальном медицинском  страховании".

Изучение законов, а также интервью с медицинскими работниками и экспертами, показали такие проблемы:

1.  Законодательные нормы Кодекса о здоровье определяют принципы формирования ГОБМП, однако ни Кодекс о здоровье, ни Закон о ОСМС не определяют принципы формирования медицинской помощи в системе ОСМС.

2.  Отсутствуют критерии отбора услуг для включения их (или исключения) в ГОБМП и перечень ОСМС.

"Вы никогда не думали, почему стоматологическая помощь оказывается в рамках ГОБМП, а не ОСМС? Почему на неё могут рассчитывать беременные и дети, а, например, моя пожилая мама – не может? Я считаю, что мы сейчас должны договориться, по каким правилам будем включать ту или иную медицинскую помощь в пакет, условно, бесплатной медицинской помощи", – говорит Марат Мамаев. 

"Два пакета приводит к излишней административной нагрузке"

В вопросе обсуждения перечней медуслуг, оказываемых в рамках ГОБМП и ОСМС, четыре заинтересованные стороны: 

1.  Государство. 

2.  Бизнес – клиники, больницы и поликлиники.

3.  Пациенты.

4.  Рабочая сила – врачи и медработники. 

Раз участников процесса несколько, то и принимать решение по формированию пакетов ГОБМП и ОСМС должны, например, неправительственные организации, которые обычно представляют интересы населения. Они могли бы участвовать в заседаниях объединённой комиссии по качеству при Минздраве. Но состав и положение деятельности этой комиссии утверждает Минздрав, то есть процесс полностью контролируется профильным ведомством. 

По факту сейчас больше всего шансов в принятии решений у бизнеса – через НПП "Атамекен" он может влиять на согласование различных НПА. В этой цепочке выпадает главный участник, адресат и получатель услуг – пациент. 

"В поликлиниках на стендах висит информация с указанием перечня услуг в рамках ГОБМП и ОСМС. Население что-то пытается читать и ничего не понимает. Пациент заходит к врачу, и кого он видит? Врача, который лихорадочно думает: такой диагноз поставлю – будет ГОБМП, а если такой  – будет ОСМС, а потом он спрашивает: "Слушай, ты застрахован или нет?". Всё это приводит к излишней административной нагрузке", – считает Марат Мамаев. 

Что показал опрос среди медиков и пациентов 

Консалтинговая компания провела опрос среди казахстанцев. В сборе мнений участвовали как медицинские работники, так и рядовые пациенты. Анкетирование было анонимным, цель – охарактеризовать участие медработников при утверждении списков услуг ОСМС и ГОБМП. 

В исследовании приняли участие 411 специалистов системы здравоохранения и граждане с активной гражданской позицией:

  участники системы здравоохранения – 90%;

•медицинские работники (врачи, медсёстры, лаборанты и др.) – 58%;   

•административные работники медицинских организаций – 17%;

•работники разных ведомств системы здравоохранения – 8%;

•студенты, пенсионеры, работники фармацевтических компаний – 6%. 

Региональное распределение выглядит так: 

Жители городов, принявших участие в опросе / Фрагмент из презентации компании Health&Capital

Половина опрошенных отметили, что хорошо осведомлены о принципах и логике формирования пакета услуг в рамках ГОБМП и ОСМС. Каждый второй хорошо ориентируется в нормативно-правовых документах. 16% респондентов что-то слышали про процесс, а около 30% – ничего не слышали про формирование списков услуг, причем 23% хотели бы знать больше про это.

Результат опроса по ориентации в программах / Фрагмент из презентации компании Health&Capital

Больше всего (69%) знают про процесс формирования пакетов услуг ОСМС и ГОБМП административные работники. Как и предполагалось, меньше всего осведомлённых среди студентов, преподавателей, представителей фармкомпаний и граждан, не занятых в здравоохранении. 

Большая часть респондентов согласна с тем, что у рядового члена системы здравоохранения нет возможности формировать перечень услуг ОСМС и ГОБМП.

Результат опроса / Фрагмент из презентации компании Health&Capital

Среди тех, кто может направить свои предложения в Минздрав, доминируют медработники (45%) и административные служащие (27%). В разрезе регионов ответы респондентов существенно отличаются. В некоторых областях до 90% респондентов заявили о невозможности влияния рядового участника системы на перечни медицинских услуг.

"Без одобрения пациента медорганизация не должна получать деньги"

Фонд обязательного медицинского страхования часто оказывается в центре скандалов. Во время пандемии председатель правления ТО "СК-Фармация" Берик Шарип лишился кресла после критики Президента. Позже стало известно о приписках в DamuMed: по документам, некоторые люди посещали врачей, хотя по факту на приёмах не были.

"Есть три участника системы: пациент, медорганизация и Фонд медстрахования. Приписки возникают потому, что в процессе финансовых операций не участвует основной плательщик – пациент. Например, при совершении банковской операции вас просят подтвердить, что вы получили услугу, своей подписью. Так должно быть и здесь: если вы были на приёме, должно прийти уведомление, которое нужно подтвердить. Так видно, что за пациента фонд заплатил столько-то денег. Без одобрения пациента медорганизация не получит деньги", – предлагает решение проблемы Марат Мамаев. 

Ещё один плюс такого контроля в том, что человек будет ценить ОСМС. Например, нужна операция по замене тазобедренного сустава, которая стоит около 400 тысяч тенге. Когда пациент увидит чек у себя в телефоне, то осознает, что благодаря ОСМС он сэкономил почти полмиллиона тенге. 

"Диагноз можно указать такой, что пациент может попасть и под ОСМС, и под ГОБМП, вот эта игра даёт возможность для незаконных движений. Когда пациент приходит к врачу, он не знает, кто заплатит за услугу: он сам, ФСМС или бесплатно пролечат в рамках ГОБМП. Эта проблема от того, что процесс формирования ГОБМП и ОСМС непрозрачный и непонятный", – уверен спикер.

"Должен быть единый пакет медпомощи"

Аналитики консалтинговой компании рекомендуют вернуться к старой системе с одним пакетом медуслуг, но сделать его понятным, прозрачным и гибким.

"Должен быть единый пакет медпомощи. Но раз у нас два пакета, то должно быть чёткое понимание, что в него входит, а что – нет. Предлагаю создать книгу медицинских услуг. Это может быть электронный ресурс: сайт, приложение или книга, которую можно скачать. Ты прочитал её и знаешь, что входит в ГОБМП, а что – в ОСМС", – предлагает Марат Мамаев. 

В книге должно быть чётко расписано: 

  наименование медицинской услуги с определённым кодом;

•стоимость медицинской услуги;

•источник финансирования. 

Результаты исследования консалтинговая компания Health&Capital передала в Министерство здравоохранения, парламент и Фонд медстрахования. Авторы надеются, что анализ подтолкнёт законотворцев к тому, чтобы пересмотреть подходы в формировании пакетов медуслуг в рамках ГОБМП и ОСМС. В нынешней ситуации пациенты – главные плательщики – остаются в стороне. 


Чтобы добавить вопрос, вам необходимо


немесе


Пайдалы ақпарат
Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау және әлеуметтік даму министрлігі mzsr.gov.kz
Маңғыстау облысының денсаулық сақтау басқармасы dsb.mangystau.gov.kz
Ұлттық ғылыми кардиохирургия орталығы heartcenter.kz
Ұлттық медициналық холдинг nmh.kz
Ұлттық онкология және трансплантология ғылыми орталығы emergency.kz
Ұлттық нейрохирургия орталығы neuroclinic.kz
Ана мен бала ұлттық ғылыми орталығы nrcmc.kz
ҚР Президенті іс басқармасы Медициналық орталығы mcudprk.kz
Республикалық балаларды оңалту орталығы rdrc.kz
Маңғыстау облыстық онкологиялық диспансері onko.mangystau.kz
Маңғыстау облыстық перинаталдық орталығы mopc.kz
Медициналық және фармацевтикалық қызметті бақылау комитетінің Маңғыстау облыстық департаменті medfarm-aktau.kz
МКК «Маңғыстау облысының СПИДпен күресу және алдын алу орталығы» antispid.kz
Маңғыстау облысының "ҚАННЫҢ ОБЛЫСТЫҚ ОРТАЛЫҒЫ" mangystau-ock.kz
Маңғыстау облысы денсаулық сақтау басқармасының Салауатты өмір салтын қалыптастыру проблемаларының облыстық орталығы zozh.mangystau.kz
Сіздің сайт бойынша пікіріңіз
   Ваш отзыв о сайте